четверг, 25 июня 2015 г.

Про разделение сообщества Mania-игр

Тихо и незаметно приблизительно за 11 дней на форуме сформировалась очередная дискуссия по поводу "плохого издателя Ubisoft", "Nadeo-жертву, которая в угоду издателю не выполняет обещания" и "разделение сообщества посредством запуска параллельного направления в серии TM".

Большая часть пунктов из темы уже раскрывалась мной ранее, но хотелось бы остановиться на моменте с так называемым разделением сообщества и критикой непосредственно Nadeo. Ну что тут можно сказать? Это всё выглядит очень циничным и отвратительным жестом со стороны подобных фанатов.

А выглядит это так потому, что подобные прецеденты уже случались ранее - позитивные и негативные. Никакой активной реакции на этот счёт проявлено не было, но стоило поставить хотя бы под малейшую угрозу священную корову ManiaPlanet - так тут же начался разрыв бездны.

И в очередной раз вернёмся в прошлое - во времена зарождения серии TrackMania. Как мы все знаем, сначала появилась простенькая по-домашнему уютная первая часть. Думаю, что в это время аудитории было не так много, но наверняка собралась какая-то определённая часть поклонников. Но Nadeo решили не делать больше американских пустынь, снежных азиатских возвышенностей и средневековых европейских деревень с незатейливой физикой - они пошли дальше и выкатили новую часть Sunrise, где игровой процесс обставлен совсем иначе с новыми окружениями и возможностями. Произошла ли в этом случае какая-то трагедия? Разделение же получилось! Две разные части! Нет, это пошло серии только на пользу. Затем последовало переиздание оригинала с возможностями из Sunrise - вроде никто не остался обиженным. После этого появилась киберспортивная Nations ESWC - погубила ли эта новая часть серию и сообщество? Как ни странно, нет, даже наоборот - популярность серии взлетела гораздо выше прежнего. Но ведь это же опять разделение сообщества! Уже третий раз!

Это был первый опыт разделения сообщества - первый и последний пример позитивного исхода.

Но всё же это было не совсем удобно - постоянно переключаться между всеми этими частями. Как следствие, появилась новая игра, в которой присутствовали все окружения из предыдущих частей, под названием United. Через полтора года для бесплатной Nations ESWC и платной United выпустили обновление Forever, в котором сделали возможным совместный мультиплеер между пользователями бесплатной и платной версий. Казалось бы, вот он - нашёлся же компромисс! Все игроки собраны на одной платформе - настоящее единое сообщество! Но затем Nadeo понесло совсем не туда: они зачем-то отказались от платформы Forever, анонсировав новую вторую часть, а также новые начинания в жанрах FPS и RPG, которые позже стали единым проектом платформы ManiaPlanet. Кто-то был сильно против этого? Разделение же! Причём жуткое разделение! На тот момент мощному сообществу Forever был подан сигнал, что всё - этот ваш Forever мы больше развивать не будем, давайте-ка переходите на нашу новую платформу ManiaPlanet, а нравится она вам или нет - это нас совсем не волнует. Является ли это разочарованием? Да, и еще каким!

Это был второй опыт разделения сообщества - очень печальный и самый губительный пример безвозвратного разложения некогда сильного сообщества.

Взволновал ли тогда этот вопрос нынешних критиков? Не особо. Всем было плевать на этот момент, так как были одурманены дутым позитивом, исходящей от якобы новаторской и революционной платформы ManiaPlanet. Никого не волновали и последовавшие вслед за этим переносы игр из цикла ManiaPlanet. Ну подумаешь, не получилось вовремя сделать, зато нас ждёт светлое будущее. Но на этом поток плохих новостей от Nadeo тогда не оканчивался, а продолжился разделением второй части TrackMania на несколько окружений и новым переносом уже только одного из трёх запланированных окружений. Где же тогда были все эти наши дорогие критики, которые еще совсем недавно (до этого анонса) усиленно обоготворяли сотрудников Nadeo?

Дальше - больше. После запуска окружений Stadium и Valley стало очевидней некуда, что каждое окружение в ManiaPlanet - это отдельная резервация со своим собственным интерфейсом, списком серверов и таблицами лидеров. За год до запуска этих окружений была введена в ход система тайтлов (титулов) - тех же самых форм-факторов, которые используются для основных окружений, но только для модов. К чему это всё привело? Это привело к окончательному распылению и без того жалких остатков сообщества по всем этим отдельным окружениям и тайтлам с модами. Как видим, это уже второй (и можно сказать даже третий, если считать тайтлы отдельно) удар от Nadeo по сообществу. Оба эти удара были связаны именно с ManiaPlanet.

Это был третий опыт разделения сообщества - мало того, что ManiaPlanet сама по себе разделила сообщество TrackMania на сторонников первой или второй части, так еще в самой ManiaPlanet активизировался процесс дробления сообщества внутри себя.

Стоила ли эта авантюра с ManiaPlanet таких жертв? Определённо, нет! Потому что проекты таких масштабов должны очень хорошо обдумываться, там должна просчитываться каждая деталь, то есть заранее должен быть строгий план с точными временными рамками. Там не должно было быть такого изначально: "мы сделаем это, это и это, а сроки - когда будет готово", "ой, мы не успеваем, но да ладно, зато постоянное развитие", "мы не знаем - будет ли это реализовано в нашем проекте", "да, есть у нас такие ошибки в нашем проекте, но как их решить - не знаем, пусть останется в таком виде - зато приложение запускается", "да, темпы не быстрые, но наш проект только в начале пути развития", "наш проект кушает очень много видеопамяти, а ОЗУ полностью использовать - это технически невозможно, так как у нас адресное пространство 32 бита - купите себе дорогую видеокарту, это же так просто" и так далее.

И что же мы видим в конечном итоге? Все отдельные и завершённые версии TrackMania были гораздо более успешными - сообщество развивалось и приходили новые игроки. Выпуск каждой новой части привлекал еще больше людей и только ManiaPlanet стала исключением из этого правила. Все последующие проблемы, связанные с ManiaPlanet, только усиливали отток игроков из сообщества. Разработчики из Nadeo наивно полагали, что если они накидают в одну кучу множество всего разного, то оно само по себе сложится в нечто цельное, функциональное и популярное, но чуда не произошло. Зато произошёл естественный процесс разложения сообщества: сейчас можно смело сказать, что оно при смерти. Куда хуже то?

И вот сейчас отдельные представители так называемого сообщества ManiaPlanet пытаются что-то сказать про угрозу разделения, исходящую от TrackMania Turbo. Про это всё говорят люди, пропустившие через себя мощный удар по сообществу из-за отказа Nadeo от платформы United Forever и без особых возражений принявшие раздельную систему окружений и тайтлов. И что толку, что сейчас появился объединённый тайтл для всех окружений? Это лишний разделительный элемент, которого могло и не быть.

А что там у нас с модами? Тоже всё печально. Речь идёт про направление модификаций, находящихся в тайтлах. Где предусмотрено соло - это еще неплохо (очень толерантное выражение на самом деле), но где сделали расчёт только под онлайн - это зачастую мертворождённый тайтл.

Система ManiaPlanet оказалась безжалостной:

  • сообщество развалено
  • немногочисленные потуги творчества оказались сосредоточены в неудобных тайтлах, где совершенно нет жизни - ведь зачастую там даже кампанию для соло не предусмотрели
  • нагромождение лишнего
  • постоянное развитие - постоянные ошибки
  • неопределённые сроки
  • отсутствие ориентиров

Часть этих проблем как раз упирается в излишне консервативное и тоталитарное сообщество: как уже упоминалось ранее, прожжённые фанаты не хотят ничего менять, но они никогда не задумаются об одной вещи - сейчас бездействие в разы хуже риска. Если всё оставить как есть, как того желают фанаты, то не только ManiaPlanet могут закрыть, но и всей серии TrackMania это может коснуться в полной мере.

И даже если рассуждать с позиций сектанта ManiaPlanet, то должна же быть элементарная логика! Если перспективы развития ManiaPlanet под угрозой, то необходимо хвататься за любой шанс, иначе можно потерять вообще всё! Ведь серия обрела успех как раз по причине постоянного развития и экспериментов - сейчас же мы имеем застой, поэтому и пошёл спад вместе со вмешательством издателя.

Еще почему-то зачастую говорят про завышенную цену, но эти претензии тоже беспочвенны. Западная цена на игру - 40 долларов. И тут проявляется главный момент: когда Nadeo ранее порубили вторую часть TrackMania на несколько окружений по 20 долларов каждое, то это тогда воспринималось нормально - мол, это не так сложно накопить 20 долларов на новое окружение, они же не так часто их выпускают, и разработчикам нужно помогать продажами, и вообще всё будет в шоколаде по высшему сорту. Но почему-то сейчас, после этого анонса, фанаты ManiaPlanet уже так не говорят и вдруг решили резко изменить свою точку зрения - появились претензии и по поводу вторичности окружений, и по поводу длительности сроков разработки, и по поводу исправления ошибок. Как замаячил новый параллельный проект на горизонте, так сразу и помогать разработчикам уже не нужно стало, и все недостатки стали замечать, и по времени сроки длительные внезапно появились. Какая гибкость мышления!

Это всё лишний раз подтверждает теорию о том, что отдельные представители фанатов ManiaPlanet - это обычные сектанты, которые создали у себя в голове уютный фантастический мирок (который они боятся ненароком сломать из-за всех этих новшевств), живут какими-то догмами, упорно не желающими осваивать что-то новое, зачастую прижимистые нищеброды (не удивлюсь, если значительная часть фанатов ManiaPlanet новой волны - это банальная школота), которым жалко заплатить 40 долларов за труды своего любимого разработчика и стабильность развития их обожаемого проекта. Такие люди не представляют ценности для Ubisoft, но они не должны представлять ценности и для Nadeo тоже. Это ущербная прослойка пользователей, которая противится изменениям, но при этом подобной поддержкой застоя уничтожает все предыдущие успехи в серии. Зачем такие фанаты нужны - непонятно.