суббота, 27 июня 2015 г.

ManiaPlanet vs TrackMania Turbo #3



16 июня на E3 2015 компанией Ubisoft была анонсирована новая игра в серии TrackMania с подзаголовком Turbo. Аналогичное название имела также портативная версия игры для карманных консолей Nintendo 3DS, но сейчас речь идёт о полноценной новой части для PC, PS4 и Xbox One, новом консольном параллельном направлении серии.

Этот анонс невозможно оценить однозначно, потому что банально не имеется достаточного количества информации для того, чтобы формулировать точные оценки, но при этом сделать осторожные предположения всегда возможно.

На официальном форуме и других подобных местах сбора немногочисленных остатков сообщества ManiaPlanet среди прочих участников внезапно объявилось несколько амбициозных учёных, которые уже успели прокатиться на своих заряженных DeLorean DMC-12 прямиком в декабрь 2015 апрель 2016 года и опробовать новую игру, и спешат со всеми поделиться впечатлениями о том, что "Ubisoft заставили Nadeo сделать этот консольный высер для аниме-школьников из интерната для умственно-отсталых, потому что этот нехороший издатель умеет только загребать бабло". То есть, грубо говоря, они уже знают всю правду о новом проекте Nadeo, но вот захватить с собой из будущего хотя бы копию с торрентов наши удалые ездуны по дорогам времени как-то немного позабыли.

Так что же примерно нас ожидает в новоявленной TrackMania Turbo?

Первое, это конечно же отдельная TrackMania без привязки к ManiaPlanet - впервые со времён United. В этом и заключается основная позитивная составляющая этого анонса. Только аркадные гонки с простым интерфейсом без игр других жанров, как в старые-добрые времена.

Второе, это все три окружения из TrackMania², объединённые под одним интерфейсом, плюс четвёртое новое - это Lagoon. Никаких дополнительных тайтлов для склейки окружений воедино - всё соединено вместе по умолчанию, очевидное преимущество перед подходом, который использовался в ManiaPlanet, к раздроблению всего контента по тайтлам.

Третье, это очевидный факт, что под "стадионщиков" в этот раз решили не подстраиваться. Это может не касаться именно изменения физики, но видно невооружённым глазом, что графический стиль в игре очень сильно видоизменился. Окружение Lagoon на первый взгляд и вовсе на Hot Wheels смахивает. Всё это очень похоже на возврат к формату Sunrise, и это больше радует, чем наоборот.


Четвёртое, это тот же самый движок, который используется сейчас в TrackMania², следовательно, все недостатки графики (и не только) можно гипотетически спроецировать и на TrackMania Turbo. Однако тут имеется позитивный момент по части последнего сообщения "Hello, Planet #5" о наборе дополнительных сотрудников в Nadeo для совершенствования технологий игрового движка - не исключаю, что это может оказаться правдой и часть проблем впоследствии будет устранена.

Пятое, это консольная направленность проекта, то есть риск упрощения инструментария и возможностей, но про подобное возможно рассуждать только вероятностными теориями.

Из того, что уже подтверждено, имеем:

  • 200 трасс для прохождения, 5 уровней сложности
  • Многопользовательский режим
  • Редактор трасс
  • Генерация случайных трасс 
  • Трассы нельзя будет распространять через внешние сайты [link]
  • Трассы из Turbo в ManiaPlanet работать не будут (это было очевидно)
  • Четыре окружения: Canyon, Valley, Stadium и Lagoon
  • Режим Double Driver - управление одной машиной двумя игроками одновременно
  • Динамическая музыка, которая подстраивается под игровой процесс
  • Отсутствие кроссплатформенного мультиплеера
  • Интеграция игры с системой Uplay

Новая часть серии во всём смотрится замечательно, но порождает за собой несколько наводящих вопросов - все они касаются возможности расширения игры пользовательскими модификациями. В этом плане все вопросы на форуме, адресованные разработчикам из Nadeo по поводу поддержки игры модификациями, я полностью поддерживаю - это самый тёмный момент во всей этой истории. Меня не волнует - какая там будет физика, останутся ли в игре те же самые проблемы с графикой, затолкают ли туда опять эти тайтлы с маниалинками - но вот поддержка пользовательских модификаций - это очень важный вопрос.

Попробую предположить примерную вероятность присутствия того или иного аспекта расширения или функции для новой игры от единицы (повышенная вероятность отсутствия возможности) до девяти (повышенная вероятность присутствия возможности). Учитывая, что точной информации не имеется, то крайними величинами (нулём и десятью) оперировать тут неуместно.

1. Присутствие медиатрекера - 7 баллов

Если посмотреть на ролики по игре, то можно увидеть, что там были отсняты эффектные повторы, а это значит, что скорее всего медиатрекер останется на своём прежнем месте.

И еще при описании особенностей динамической музыки упоминалось о том, что некоторые эффекты возможно будет настраивать через триггеры, а это всё выставляется именно через медиатрекер.

Но при этом имеется риск, что в угоду консолей функциональность медиатрекера могут сильно порезать: импорт изображений, звуков, фантомов, экспорт скриншотов, видеоклипов и так далее.

2. Поддержка 2D скинов, звуковых сигналов - 9 баллов

Очевидно, это самое простое, что возможно добавить в TrackMania, ведь даже в самой первой части можно было выбрать другой скин для автомобиля, так что по этой части опасений нет.

3. Поддержка 3D моделей - 5 баллов

Вот тут сложнее, так как непонятно - будут ли работать модели, созданные для TrackMania² - тут вроде бы движок тот же самый, но не стоит забывать о том, что может повториться история со второй частью, когда одно время модели из United там работали без проблем, а затем поддержку оных отключили.

Еще в TrackMania² имеется много моделей, которые необходимо покупать за планеты, но очевидно, что масштаб Turbo более скромный и планетами валюту туда завозить не будут (наверное, турбинами расплачиваться за всё будем). Видимо, такие модели использовать будет невозможно (ну или придётся создавать отдельную позитивную виртуальную биржу, на которой мы все будем разменивать турбины на планеты по фиксированному обменному курсу, устанавливаемому понятное дело кем).

И далеко не факт, что в эту версию могут завезти отдельный импортер, если всё-таки поддержки моделей из второй части не предвидится.

4. Поддержка текстурных модификаций, смены плакатов - 8 баллов

С большой вероятностью поддержка текстурных модификаций будет и в Turbo, так как ничего сложного там не имеется - тут главное, чтобы была предусмотрена пользовательская директория для файлов, как в ManiaPlanet, или возможность считывания файлов напрямую из центральной директории игры, как это было во времена Sunrise.

5. Поддержка пользовательских объектов - 4 балла

Слабо верится, что подобная поддержка будет внедрена в Turbo, но при этом исключать такой вариант тоже не приходится. Если будет поддержка объектов из второй части, то проблем с объектами определённо не возникнет, но если такой поддержки не будет, то скорее всего и возможности импорта тоже не предусмотрят.

6. Поддержка пользовательских тайтлов - 1 балл

С этим вопросом всё довольно очевидно, так как сама игра представляет из себя цельную и монолитную систему, то и система тайтлов из ManiaPlanet вряд ли там будет востребована. Так что с очень большой вероятностью тайтлов в Turbo не будет.

7. Поддержка импорта пользовательской музыки - 6 баллов

Если бы не было упоминания в описании игры про динамическую музыку, то можно было бы предположить на все 8 баллов, что такая возможность в игре скорее всего будет предусмотрена. Однако, если динамическая музыка в игре создана по подобию Need for Speed III Hot Pursuit, то эта схема будет довольно запутанной и вряд ли позволит произвести за собой замену на фиксированный поток музыкального материала. 

При этом если динамика звука в игре реализована на простейшем уровне, то вероятность замены всё же будет иметься. Под простейшим уровнем я подразумеваю следующие примеры: проезд через чекпоинт или финиш включает дополнительный звук, не прерывая исходную дорожку; столкновение с препятствием инициирует скрипт регулировки громкости на более низкую и так далее.

Сложная вариация динамической музыки построена на разделении всего трека на отдельные блоки, наподобие конструктора. Когда что-то происходит, то один музыкальный блок заменяется на другой - более стремительный или медленный по темпу. Схема наглядно реализована в классических играх серии Need for Speed II и III Hot Pursuit - там при оживлённой погоне, быстрых скоростях движения или неудачи на дороге музыка динамически перетекает в более быструю или медленную. Современное исполнение такой схемы можно посмотреть в DiRT Rally, но только в главном меню - там всё довольно простенько: при ожидании запуска игры играет одна музыка; когда нажимается кнопка входа в меню, то музыка плавно перетекает в более динамичную; когда из меню запускается трасса и протекает загрузка, то музыка начинает играть еще более стремительно; при попадании на экран настроек автомобиля темп музыки опять плавно замедляется.

Не стоит также сбрасывать со счетов возможность выбора музыки через настройки параметров трассы в редакторе.

8. Поддержка блокмиксинга в редакторе трасс - 9 баллов

Тут всё довольно очевидно - это уже реализовано в ManiaPlanet и крайне глупо умышленно выкидывать эту возможность из редактора в Turbo.

9. Поддержка выделенных серверов - 2 балла

Точного подтверждения вроде бы нет, но скорее всего такой возможности не будет, так как теперь многопользовательский режим будет осуществляться посредством сервиса Uplay.

10. Поддержка ManiaScript и новых режимов - 8 баллов

Очень высокая вероятность, что такая возможность будет и в Turbo, так как крайне глупо выкидывать этот функционал в умышленных целях, когда его можно оставить нетронутым.

11. Поддержка создания маниалинков - 5 баллов

Тут довольно двойственный вопрос: с одной стороны - ничего сложного, даже на фоне консолей, в существовании подобного функционала не будет, но с другой стороны - в целях упрощения игры могут и отказаться от такого.

12. Поддержка автомастерской, наклеек и кистей - 9 баллов

Думаю, что тут можно смело утверждать, что такой функционал в игре будет предусмотрен, так как это хорошо вписывается в формат консолей.

13. Новая валюта, аналогичная планетам - 7 баллов

Очень вероятно, что такое вполне могут ввести, но это только в связке с поддержкой пользовательских материалов, иначе смысла от этого - ноль.

14. Таблицы лидеров SP и LP по регионам - 9 баллов

Наверняка эта особенность будет реализована. Соревновательный процесс никто не отменял даже на консолях.

Итог...

Вот такие неутешительные прогнозы по поводу новой части TrackMania - да, это по-видимому не совсем тот самый Sunrise, если начать рассуждать о возможностях расширения. И еще при этом нет гарантий, что часть болячек не перенесётся из ManiaPlanet в эту новую игру, например, зашифрованные архивы с модами, сверка контрольных сумм при запуске или настоятельное принуждение пользоваться валютой.

Но при этом откуда тогда столько позитива, если под риском демонтажа столько полезных (и не очень) возможностей? Дело в том, что ManiaPlanet даже при неудачном сценарии развития TrackMania Turbo будет смотреться всё равно хуже - и вот почему.

1. Разделение окружений по тайтлам

Это жутко неудобно, потому что необходимо переключаться каждый раз при переходе из одного окружения в другое. После United это выглядит просто дико! Да, имеются тайтлы, где окружения объединены под одним интерфейсом, но это не добавляет удобства, так как основные тайтлы с окружениями никто не отменял - все игроки остались там. Да и побочные эффекты от такого разделения всё равно остались, генерируя ошибки загрузки трасс даже в объединённом тайтле, если до этого быстро не пробежаться по всем основным тайтлам, запуская их по отдельности.

Turbo этот недостаток устраняет - все окружения под единым интерфейсом.

2. Разделение интересных модификаций по тайтлам

Простой пример: значит, делает такой Darkpuddle свой Valley City, упаковывает всё это в пак и выкладывает в интернет. Пользователь всё это дело запускает и восхищается "ух ты, какой красивый город в главном меню крутится, но... ээээ.... а где же трассы?" - а нету там ничего - кампанию для соло автор не предусмотрел. Мол, стройте всё сами - вы же все творческие личности с богатым внутренним миром, но у меня нет на это времени - я просто хочу посмотреть на результаты трудов автора! Ну окей, пытаюсь найти хотя бы сервер с картами - покататься там, открываю список, а там... ничего нет, пустота. И даже блуждающей смерти с косой в округе замечено не было - полная безысходность.

И вот такая проблема с каждыми двумя тайтлами из трёх. Конечно, есть тайтлы и с одиночной кампанией, но и они кажутся сделанными наспех и быстро наскучивают. И даже довольно внушительные работы, например, Raid от Meuh не радуют совсем, потому что качество явно проигрывает даже старенькой 4x4 Evolution 2.

Очевидно, что на текущий момент инновация с тайтлами не взлетела и скорее всего эта неприятная особенность останется в ManiaPlanet и её не будет в Turbo.

3. Неудобный интерфейс

Из-за постоянных метаний разработчиков Nadeo из стороны в сторону интерфейс в игре несколько раз капитально переделывался.

Если смотреть со стороны, то это вроде бы смотрится нормально - постоянные обновления и тому подобное. Однако водопад инновационных идей из ManiaPlanet - это совершенно не тот случай. Последняя редакция интерфейса - это просто тихий ужас. Я не особо жаловал и стиль Windows 8 из второй версии ManiaPlanet, но сейчас они окончательно накрутили такой клубок колючей проволоки, который распутывать очень некомфортно.

Про избыточное деление всего контента ManiaPlanet на отдельные подменю уже упоминал выше. Какой вообще от этого был смысл - городить свой Steam с позитивом и планетами? Мне не понять.

Сделать такой же громоздкий интерфейс в Turbo - это необходимо очень сильно постараться, поэтому с большой вероятностью полагаю, что в новой части в этом плане всё будет в порядке.

4. Присутствие игр других жанров

На сегодняшний день это только ShootMania Storm, но ранее в 2010 году была официально заявлена и ролевая игра QuestMania.

И не стоит забывать, что у этих игр тоже будут разные отдельные окружения, и они тоже будут захламлять бедный интерфейс.

И мне, как поклоннику классических версий TrackMania, эти все игры других жанров под одной крышей тут явно не нужны. И объяснение, что эти игры можно же не покупать, тут не прокатит, потому что платформа спроектирована именно с учётом наличия этих самых игр других жанров (без них она выглядит ущербной и совершенно ненужной безделушкой - это всё равно, что Steam только для CS:GO и точка).

Очевидно, что Turbo лишён этого жуткого недостатка, поэтому это уже значительный перевес даже при негативном прогнозе по части расширяемости новой игры.

5. Зашифрованные архивы с модами, планеты, сверка контрольных сумм

К сожалению, этот недостаток в полной мере может оказаться и в новой игре, потому что движок сильно не изменился, и разработчики подтвердили, что Turbo создаётся на основе ManiaPlanet.

Зашифрованные архивы - это формат *.pack.gbx, который невозможно открыть обычным архиватором. Для корректной работы такой модификации необходима оплата планетами, поэтому если в Turbo всё же предусмотрят какую-либо местную разновидность валюты, то по-видимому есть риск, что зашифрованные архивы будут и там.

Сверка контрольных сумм - это проверка всех файлов перед запуском игры. Если обнаруживается несоответствие контрольных сумм, то с контент-сервера ManiaPlanet загружается исходный архив с данными. 

Почему это так плохо? Допустим, вас раздражает новоявленное "Check-checkpoint!!!" из Turbo и было бы неплохо поменять этот звук на тот, который был в прошлых частях. И вот, значит, открываете вы архив с данными и находите этот поднадоевший звук и заменяете его на православный старый ламповый из прошлых частей. Запускаете после этого игру, происходит сверка сумм и тут... появляется сообщение, что необходимо заново загрузить тот самый архив, который вы только что редактировали - он не соответствует правильной контрольной сумме.

И такая же проблема может сохраниться в Turbo, хоть и с куда меньшей вероятностью, так как запуск игры происходит через сервис Uplay, а там не привыкли сильно париться со всеми этими контрольными суммами. Так что тут вполне может и повезти.

6. Постоянное развитие - постоянные нежелательные ошибки и изменения

ManiaPlanet - это очень специфичный проект. Особых изменений не заметно, но когда начинают что-либо менять, то обязательно что-нибудь сломают, просадят производительность или полностью перерисуют меню. Имеется много графических недоработок, которые исправлять никто не желает с допотопных времён. Сломали звук на высоких настройках, например, и до сих пор это не исправили.

И когда вроде бы ко всему этому уже начинаешь привыкать, то разработчики опять начинают подбрасывать какие-нибудь сюрпризы. Крайне не имеется желания участвовать в этом постоянном бета-тестировании.

Сложно представить подобные пофигизм и разгильдяйство на консолях, поэтому есть шанс, что в Turbo таких проблем не будет или по крайней мере - их будет в разы меньше. Хочется играть именно в законченную игру - именно такой я себе представлял вторую часть TrackMania еще до анонса ManiaPlanet (во что всё это вылилось в конечном итоге - уже известно всем).

7. Сообщество ManiaPlanet

Как ни странно, но это всё же недостаток. Это не относится ко всем участникам сообщества, но, к сожалению, на первом плане мелькают зачастую именно неадекваты и сектанты.

Turbo - это шанс переломить ситуацию. Обновленное сообщество должно быть гибким, а не догматичным и консервативным. И, главное, сообщество должно постоянно совершенствоваться и видоизменяться, что и происходило на этапе развития серии с 2003 по 2010 годы. Сейчас мы видим застой и это должно закончиться.

Да, сейчас слишком мало информации, сложно сказать о перспективах развития, возможностях расширения игры, какая там будет физика и так далее. Но при этом лично для меня повод для позитива всё равно имеется - может быть это и сомнительная, но всё равно встряска. Это назревало уже давно - необходимость подобного шага витала в воздухе. И вот, наконец, появился подобный шанс. Почему бы им не воспользоваться?

На этой ноте я завершаю цикл рассмотрения конфликта ManiaPlanet против TrackMania Turbo. Ожидаем новых новостей о Turbo - вполне вероятно, что разработчики скоро раскроют более детально возможности новой части.